Дети Ванюшина
В Чехов - центре давно установилась добрая традиция - начинать новый театральный сезон премьерой. Вот и в этот раз любителей театра ждала новая работа труппы - «Дети Ванюшина». Поставленный по пьесе  драматурга С. Найденова, этот спектакль был очень тепло встречен поклонниками сахалинской сцены.
Что и говорить, постановка удалась. Для меня, честно говоря, даже несколько неожиданным стало новое прочтение известнейшей пьесы режиссером-постановщиком, Андреем Бажиным, не так давно занявшим должность художественного руководителя Чехов - центра. Впрочем, во многом спектакль удался благодаря ветерану сахалинской сцены Александру Ульянову, сыгравшему стержневую роль  Ванюшина - старшего. Недавно актер получил заслуженное им по праву звание народного артиста России и последняя роль как нельзя лучше утверждает его в этом звании.
Собственно, драматург, наверно, писал пьесу о бизнесмене, которому несколько чужды человеческие чувства. Главное, что того волнует - не пострадала бы репутация провинциального дельца. Ведь репутация - главная основа его коммерции. Вот та призма, через которую смотрит вокруг себя найденовский герой. Но у Ульянова Ванюшин получился совсем другим. Это очень ранимый и, пожалуй, беззащитной души человек, совершенно прозрачный и искренний. Его защищает лишь имидж сурового главы семьи, который, в общем, то ничем реальным и не доказан. Побаиваются Ванюшина дети и зятья лишь по инерции. И потому еще, что деньги все-таки у него. Рассердишь - не даст. Потому и может он себе позволить суровость и нравоучительность.
А вот жена его Арина Ивановна, блестяще сыгранная заслуженной артисткой России Людмилой Капелько, сама доброта. Только доброта эта, какая-то совсем уж бестолковая. В принципе, в спектакле Андрея Бажина во главу угла встает проблема воспитания. Что лучше - суровость или мягкость? Кнут или пряник? Так вот вам и кнут, и пряник - вроде бы все в наличии. Но семья Ванюшиных - это большая педагогическая неудача. Ведь меры нет ни в демонстративной суровости отца ни в бестолковой доброте матери. Друг друга они никак не дополняют.
И все домашние прекрасно понимают слабости родителей и давно научились ими пользоваться - а жизнь семейная никак не идет в лад. Вечные ссоры, споры, дрязги.
Но все это, заметьте, как-то по современному. Вот, скажем, дочь Людмила (Екатерина Гвоздева), что убежала от пьяницы мужа. Ей и дома неуютно и с мужем нехорошо. В традиционных постановках - она жертва несчастная вроде Катерины из «Грозы». И не столько мужа и отца, сколько сурового мира чистогана. А здесь - девица себе на уме. Своего не проворонит ни здесь, ни там. И отца уязвит - а ведь для современной молодежи тоже родители - как не повернись - виноваты. И мужа не упустит подвоспитать по возможности. А вот сестра ее Клавдия (Анна Антонова) - та попроще. Рядовая провинциальная обывательница, сурово воспитанная вечным недостатком денег и шатким положением приживалки - и квартиру и ежемесячное пособие предоставляет ей с мужем все тот же Ванюшин. Тоже, между прочим, образ весьма актуальный для нынешней России, где за чертой бедности остается еще треть исправно работающего населения.
Может быть не столь убедительно выглядит сын Ванюшина Константин (Андрей Кузин), что стал преемником отцовского бизнеса. Образ получился немного синтетическим, нереальным. Впрочем, и сам Найденов его не очень убедительно прописал. В репликах других персонажей Константин - страшный зануда и резонер, еще похуже отца. Только, в отличие от папы Ванюшина, у Константина ничего святого вообще нет - на ребенка наступит и не заметит проходя. А на сцене (да и в речевых характеристиках) - совершенно другой тип слабохарактерный меланхолик по темпераменту. И совершенно непонятно - как же он успешно сумел повести отцовское дело. Впрочем, артист все равно создал очень интересный типаж, вызывающий у зрителей самое живое участие.
А вот роль экономки Авдотьи, которую исполняет народная артистка России Клара Кисенкова, осталась для меня непонятной. Похоже, они с режиссером задумали эту героиню как сильный характер, прекрасно владеющий собой. Внешне абсолютно спокойная, Авдотья должна скрывать под показным хладнокровием целую бурю страстей. А вот нате вам. Получился из всего задуманного этакий Терминатор в юбке. Супермен женского пола, у которого эмоций еще меньше, чем у упомянутого героя Арнольда Шварцнегера, да и походка более безжизненная. Такая трактовка роли показалась мне несколько неоправданной. Впрочем, сколько зрителей, столько и мнений.
Но надо, наверно, сказать и о том, что я считаю досадными слабостями постановки. Во-первых, и, наверно, в главных - это присутствие в ней с самого начала  отдельных комических трюков, совершенно не оправданных ни жанром пьесы, ни замыслом постановщика. Так что с самого начала спектакля не совсем порой понимаешь - тебя, зрителя, пригласили посмеяться вволю или все-таки предлагают сопереживать драму? Вот придурковатая прислуга (Любовь Овсянникова) носится кругами вокруг стола, пересчитывая тарелки, сбиваясь и вновь пересчитывая.  Понятно, что роли третьего плана режиссер особого внимания не уделил. Но осторожно! Ведь уже стереотип начинает складываться по нашим постановкам. Что ни прислуга в приличном дореволюционном доме, то дурочка заполошная.
Но вот и хозяйка дома  Арина Ивановна начинает резко повышать голос в такт чашке чая, ритмично подносимой ко рту сыном Алексеем (Константин Кузнецов). Так бедный и уходит под смех зрителей, не попив чайку. К слову сказать, с ходом развития пьесы эти комические трюки как-то сходят на нет. Но вот стартовый «оживляж» немного раздражает.
Немного утомляет и некоторый междужанровый диссонанс. Если Александр Ульянов играет своего героя в лучших традициях театра Станиславского, то Людмила Капелько при всех несомненных достоинствах исполнения, все же тяготеет к характерной «комической старухе». А вот появление во втором акте генеральши и ее дочки, невесты Константина (Лидия Шипилова и Виктория Дроняева), вообще воспринимается как чистой воды буффонада, только что без акробатических номеров. Смешение жанров несколько размывает цельность спектакля и очень мешает восприятию происходящего на сцене. Закрадывается впечатление, что еще не изучивший зрителей областного центра Андрей Бажин немного не доверяет еще сахалинской публике и порой использует комические и буффонадные приемы лишь для того, чтобы та не заскучала на серьезном спектакле.
Впрочем, несмотря на оговорки последних абзацев, спектакль, по моему мнению, вполне удался, а исполнению главных ролей супругов Ванюшиных могут, пожалуй, позавидовать и столичные театры. Так что очередной сезон наш театр открывает вполне достойно.
 
ххх
Hosted by uCoz