Особенности национального гостеприимства
Помнится, когда в прошлом году, когда к нам приезжала большая делегация министров, возглавляемая Германом Грефом, многих из собравшихся в зале областной администрации на рабочее совещание, потрясло сообщение, сделанное министром транспорта Юрием Левитиным. Оказалось - рыбаки в выходные дни лишались порой возможности выйти в море. Потому что у выпускающих их сотрудников пограничной службы выходной - святое дело. Так что в пятницу не успел оформиться рыбак - кукуй у причала до понедельника. А в выходные отдыхать надо, а не за рыбой гоняться. Только та ведь несознательная, красных дней календаря не чтит. А ведь добыча рыбы - одна из основных отраслей нашей экономики. Взятые из земли нефть и уголь уже никогда не восстановятся. А морепродуктов должно хватить на много-много поколений вперед - при бережном и умелом подходе, разумеется.
Хорошо, что летом к нам приехали министры. Которые смог указать федеральной службе на то, что не рыбаки обязаны обеспечивать для нее безбедные выходные, а вовсе даже напротив - государственные служащие должны заботиться об успешном экономическом развитии страны и отрасли. Да как бы и нарушители границы не сообразили, не стали высчитывать - когда же у погранцов выходной. Или там праздник.
Ну вот очередные рождественские каникулы, скажем, целых десять дней продолжались. Так что? Всем государственным служащим можно не работать? Ни пограничникам, ни таможенникам, ни миграционной, к примеру, службе. А всех прилетающих из-за рубежа тогда давайте временно поселим на взлетной полосе, одолжив несколько палаток у МЧС. В самом деле, не портить же служивым людям праздники.
Но есть ведь в островной экономике и еще одна такая отрасль, которая долгое время у нас не уделялось достаточно внимания. Но именно она имеет большие долгосрочные перспективы. Это туризм. У нас, конечно, не Канары в смысле климата. Но на наших островах можно и должно развивать самые разнообразные виды туризма - экстремальный, экологический, исторический. Ландшафты Сахалина и Курил уникальны, а обилие снега на фоне мягкой зимы  могло бы сделать наши лыжные трассы чрезвычайно привлекательными для приезжих. На фоне тотальных холодов по всей территории Росси наша зима особенно привлекает. В областном центре появилось много новых гостиниц  самого высокого класса. Уж на что тот же Герман Греф поездил по стране, а и он заявил тогда на совещании, что подобных в России трудно найти.
Но турист - если он, конечно, не экстремал, существо, как известно, достаточно капризное. Он едет отдыхать. И подгадывает попасть на отдых аккурат на праздники, или в выходные. Тратит он на это немалые деньги. И за свои дензнаки хочет, представьте, нормальног сервиса.
То бишь, комфорта. А в первую очередь - элементарного уважения к себе.
Спускаясь с самолета, турист замечает порой каждую мелочь в незнакомой еще ему обстановке. Это и нежно-голубые оттенки неба, и сопки на горизонте может быть, и внешность встречающих. Но побываем в нашем аэропорту - главных транспортных воротах острова. Встретимся с прилетевшими к нам. С иностранцами говорить пока не будем - в штате редакции, к сожалению, отсутствуют переводчики. А с нашими, россиянами - поговорим по душам.
Вот семья с трехлетним пацаном. Вернулись из Кореи. Рассказывают, что там пацаненок вырвался из рук и побежал через черту - как бы через границу. Так корейские таможенники  жестами и улыбками поспешили успокоить родителей - не волнуйтесь, мол, все под контролем, все будет хорошо. И вообще - какой прелестный ребенок, этот ваш шалун
По возвращению ребенок-непоседа создал похожий прецедент. Но уже в нашем аэропорту. Нагоняй, полученный от таможенников-соотечественников, запомнится надолго. И тон и выражения - свои, родные, ни с чем не спутаешь.
Почему-то  мы никак не можем избавиться от навязшего за годы социализма менталитета. Чиновник и начальник - у нас почти что синонимы. А ведь вслушайтесь только в слова «государственный служащий». Служащий государству. А значит и людям его населяющим - ведь они по Конституции составляют главную ценность России. Впрочем - так во всем цивилизованном мире. Там государственный служащий проведет все процедуры, пусть даже и раздражающие пассажира, не раздражаясь сам. Сохраняя вежливый приветливый тон и доброжелательную улыбку на лице. А у нас? Вот, кстати, еще пассажир навстречу. С того же корейского рейса.
- Сразу вижу, что вернулся домой. Попросил таможенников слегка ускорить процедуру - одернули очень грубо. Ну, может быть и сам виноват.
Тоже менталитет. Наш россиянин постоянно сам виноват - осталось это в генах со времен социализма.  А вот приезжему из за границы: туристу, бизнесмену ли, не объяснишь, почему он ,заплативший порядочные деньги за услугу, еще и оказывается виноватым. У них другой менталитет: клиент всегда прав. Он платит деньги за услуги, за сервис. В своей стране он к тому же платит немалые деньги за содержание государственных служащих. И требует элементарного уважения к своей персоне.
Если встречать гостей будут все так же неприветливо, о каком развитии туризма, о каком улучшении инвестиционного климата можно говорить.
В зале ожидания бросается в глаза стайка девушек в форме, гогочущая на все помещение. Хоть оно предназначено для пассажиров - пусть видят, кто здесь хозяева. Хотя, некоторые молчали. Они были заняты энергичным пережевыванием жвачки. Добро, если бы представительницы таможенной службы так трудились над сохранностью и белизной своих зубов, чтобы потом демонстрировать свой труд в широкой улыбке, вселяя радость в сердца прибывающих гостей острова. Но, увы. Вместо улыбок - раздраженный тон, брезгливо сквозь зубы отцеженные скупые слова-команды и взгляды, оценивающие пассажиров как потенциальных преступников. А ведь гражданский служащий
непременно обязан исходить из того, что именно признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности. Курсив, признаемся, наш. А вот остальное зато - строгая цитата из федерального закона о гражданской государственной службы. И проявлять корректность в обращении с гражданами госслужащий тоже обязан - по закону.
И это не только таможни касается. Довелось одному из авторов этих строк стоять перед таким прицелом милицейских глаз, ожидая паспорт, который был у старшего группы. То что взгляд молоденького низкорослого сержанта прямо испепелял «беспаспортного» ненавистью - ладно. Но сзади него стояли два «шкафа» из ОМОНА и в нетерпении, ожидая мятежа, поигрывали пальцами на дубинках. Увы, я тоже возвращался домой. Так что деваться было некуда. Но доведись по своей воле попасть в такое на чужой территории - улетел бы тем же самолетом. Туда, встречают более приветливо.
Как то читатель поинтересовался в письме в газету: допустимы ли в одежде госслужащих сапожки с меховыми помпончиками, изящно выглядывающие из-под строгой форменной юбки но никак не соответствующие стилю. Можно ли им использовать губную помаду ярче сигнальных фонарей на взлетной полосе. И вообще, можно жевать жвачку во время работы с людьми. К сожалению, никаких нормативных документов, определяющих внешний вид работников таможни, милиции, миграционной службы нам раздобыть не удалось. Зато нашим трофеем стал интересный как бестселлер «Кодекс чести таможенника Российской Федерации». Там прямо написано: «Таможенник обязан быть образцом воспитанности, высокой культуры общения и поведения, уважительного отношения к гражданам и коллегам. Ничто так не подрывает авторитет профессии таможенника, как взяточничество, чванство, невежество». А вот еще интересная выдержка: «Таможенник - это представитель государства. По его поведению, манерам и привычкам, внешнему виду и интеллекту люди судят не только о таможенной службе, но и в целом о самой России». Думается, похожие кодексы есть и у других государственных служб и у работников авиационного транспорта. И везде обязательно говорится и о манерах и о привычках и о внешнем виде.
Еще одно мини интервью. Теперь уже с гостем из Приморья.
- Жаловаться можно на многое. И на бесконечные очереди в билетных кассах, и на «вежливость» некоторых работников. Мне, к примеру, пришлось проторчать в очереди долгое время, пока решался вопрос с паспортом гражданина, стоявшего передо мной. Там вышло какое-то элементарное недоразумение и из-за него я потратил немало нервов. Да и вся очередь изрядно понервничала. Но можно же быть и более терпимым к людям, а о простейших правилах общения я вообще молчу. - такое впечатление осталось у приморца, который еще и пожаловался на то, что в багажном отделении ему пришлось самому высвобождать свой чемодан из-за того, что появились какие-то проблемы с функционированием специальной «вертушки». Помощи персонала пассажир так и не дождался.
А к этому добавим хронически плохо расчищенные и обледенелые выходы на площадку зимой и громадную невысыхающую лужу перед крыльцом аэровокзала летом. И очереди, очереди, очереди. На регистрацию, перед миграционной службой, в таможне, на посадке. А ведь трудно ли тем же мигрантам необходимые анкеты раздать еще в самолете, при приземлении. Пока самолет выруливает на стоянку - все уже будет готово, и не придется каждому сзади стоящему ждать - пока стоящие впереди по очереди заполнят эти самые бумаги. А слабо - наладить прямо от аэровокзала автобус, который может подвезти до самых популярных гостиниц областного центра. Ей-богу, мероприятие это убыточным не будет - надо лишь правильно его организовать. В общем, запомнить нужно крепко-накрепко - без надлежащего сервиса притока гостей на наш остров мы так и не дождемся. И здесь важно все от приветливости служащих до информационного, транспортного, гостиничного обеспечения гостей. Простая вроде бы услуга применяется в Домодедово. Еще на борту пассажир слышит краткую но доходчивую инструкцию о том - какими путями ему лучше добираться до столицы. Мелочь - а приятно. Неужели у нас такое сложно организовать?
Но самое главное все-таки - гостей нашей области в аэропорту должен встречать чиновник с человеческим лицом. И не каком-нибудь там особым. А всего лишь соответствующим требованиям закона Российской Федерации. Думаем - этого будет вполне  достаточно.
 
Написано в соавторстве с Т. Лукиной
 
ххх
Hosted by uCoz