Будьте здоровы
Премьерой спектакля по пьесе Пьера Шено «Будьте здоровы» отметил областной сахалинский театр юбилей народной артистки России Клары Кисенковой. Так оказалось, что он почти совпал с другой знаменательной датой. Почти 40 лет отдала актриса сахалинской сцене, здесь заслужив все степени и звания, получив орден Трудового Красного знамени и почетное гражданство Южно-Сахалинска.
Спектакль к этому случаю попытались подобрать веселый и праздничный. Для этого комедии французских авторов подходят как нельзя лучше. Впрочем, о выборе можно и поспорить. Понятно, что от простенькой комедии положений малоизвестного автора нельзя требовать шекспировской философской глубины или брехтовского усиленного анализа человеческих пороков. Но показалось, что текстовый материал нынешней премьеры слабоват даже для своего легкого жанра. Фабула пьесы весьма незамысловата. Умер богатый человек - персонаж виртуальный, на сцене не появляющийся. Его дочь-пустышка (артистка Анастасия Федяй) не испытывает по этому поводу никаких чувств. Зато зять (артист Александр Карпов) под гарантию наследства рассчитывает погасить очередным кредитом свои долги, грозящие ему длительным тюремным заключением. Молодая вдова покойного (артистка Инна Кулеба) думает на свою долю наследства крепко-накрепко привязать к себе любовника из Италии (тоже персонаж виртуальный). Но вдруг покойник оживает. Предприимчивый зять пытается скрыть эту информацию хотя бы на несколько дней - до реального получения кредита. Ему помогает и «вдова» и сосед по дому - врач (артист Андрей Кошелев), давший неверное заключение о смерти и боящийся скандала. Кроме них на сцене изредка появляются персонажи второго плана банкир, оформляющий кредит (артист Павел Соколов) и сотрудник похоронного бюро (артист Денис Дружинин). И, конечно же, одна из главных ролей выпала народной артистке Кларе Кисенковой. Она играет экономку, беззаветно преданную хозяину и радующаяся его оживлению. Впрочем, ожил он лишь для того чтобы переписать завещание, сделав экономку наследницей всего имущества.
Сюжет, к сожалению, мало чем отличается от фабулы. Нет, конечно, конфликт в творчестве присутствует всегда. Пальцы конфликтуют с клавишами пишущей машинки, гласные буквы с согласными. Глухие согласные спорят со звонкими, наречия с деепричастиями… ну и так далее. Но настоящего конфликта - пружин сюжета - в пьесе нет. Не удалось  ее придумать и режиссеру-постановщику Андрею Бажину. Так что при блестящей игре актеров, при ряде несомненно удачных режиссерских задумок, спектакль все же получился достаточно средним. Уж очень непритязательной оказалась исходная пьеса, привлекшая по совершенно непонятным мне причинам внимание Андрея Бажина и Клары Кисенковой - ведь нет сомнений, что в выборе пьесы для юбилейной постановки мнение народной артистки значило немало.
Похоже, перед такой ситуацией растерялся и художник-постановщик Александр Арсененко, приглашенный из Владивостока. Оформления, как такового, собственно и нет. Отсутствие жестких декораций здесь совсем не воспринимается как концептуальное решение. Оно лишь делает сцену неуютно пустой как незаселенная квартира. Двенадцать метров пустой сцены в ширину на столько же пустоты вглубь все-таки многовато для игры семи артистов. Может, стоило бы хоть задник перевесить на несколько штанкетов вперед, да максимально выдвинуть кулисы. Сам задник, правда, расписан и изображает каких то зубастых рыб (пираний?), символизируя хищных наследников и жестокий мир буржуазного чистогана в лучших традициях советской идеологической символики. Но вот вырезная падуга на среднем штанкете вызывает определенное недоумение. Так и не смог я придумать - к чему в ее центре начертан кабалистический знак - глаз, заключенный в окружность. Возможно, художник попытался таким образом представить неусыпное око сатиры. Но уж очень неуклюже, если так.
А вот играли артисты просто героически, пытаясь выжать из материала все, что только возможно. Удивительно интересно сделал своего героя Андрей Кошелев, - в каком то особом, не свойственном обычно артисту стиле. А вот Александр Карпов, по-моему, немного перестарался. Он продемонстрировал на сцене, весь свой немалый артистический арсенал, в результате чего его герой так и не обрел единое стилистическое звучание, а получился достаточно трансформенным, неопределенным.
Кажется, у самого художественного руководителя театра Андрея Бажина, как у режиссера, начинает на нашей сцене определяться конкретный постановочный стиль. В его спектаклях хотя бы один из героев обязательно решается в жанре откровенной буффонады. В новом спектакле роль буфф выпала Анастасии Федяй (дочери покойного). Но  в итоге ее капризные вопли а-ля инфантил звучали порой чересчур уж громко и просто резали слух, вместо того, чтобы вызывать смех Жанровая синтетика, конечно, имеет полное право на существование. Но хотелось бы, чтобы разножанровые роли внутри одного спектакля все же больше согласовывались между собой.
Я пока не сказал ничего о юбиляре. Но Клара Константиновна в особых представлениях не нуждается. Я думаю, ни у кого не возникало сомнений в том, что исполнение ее роли прошло на должной высоте. Разве что, повторюсь, сам текстовый материал оказался не совсем выигрышным. Но Клара Кисенкова сделала с ним все, что могла. А может наша любимая, поистине народная артистка очень и очень немало.
 
ххх
Hosted by uCoz