Комедия «Таксист» по пьесе Рей Куни, поставленная недавно на сцене сахалинского областного театра, априори вызывает двойственные чувства. Все-таки герой пьесы - двоеженец. Там, «за бугром», практически во всех странах с христианским менталитетом, двоеженство - очень серьезное преступление, вовсе не располагающее к насмешкам. Так что на родине англоязычного драматурга вряд ли пьеса могла иметь большой успех. Не то - в России. Ведь у нас двоеженство за преступление уже не считается - после принятия нового Уголовного кодекса. Более того, вот уж два созыва Государственной Думы несколько законодателей с упорством, достойным лучшего применения, пытаются узаконить в России многоженство как официальный институт.
Так что нашему зрителю не возбраняется смеяться над нелепыми положениями, в которые не перестает попадать незадачливый таксист-многоженец Джон Смит (артист Андрей Кузин). Что сахалинские зрители с успехом и делали во время премьеры спектакля.
Надо отдать должное автору (или все-таки корректному переводу, сделанному М. Мишиным) - пьеса, хотя и допускает порой весьма опасные шутки, почти что ниже пояса, звучит вполне пристойно. Так что детям после десяти вполне можно присутствовать на спектаклях. А между тем в постановке искусно обыгрывается тема геев. Но - без смакования нижних частей туловища, без пикантных подробностей - и очень комедийно. Хотя, опять же, ни в чем не оскорбляя сексуальные меньшинства человечества.
Осуществлял постановку известный режиссер из Новосибирска Станислав Таюшев. От него, как от звезды, ждали многого. И тот…надежд, пожалуй, не оправдал.
Конечно, мое мнение не может быть истиной в последней инстанции, но я бы охарактеризовал эту работу, как сделанную совершенно наспех. Порой создается впечатление, что артисты на сцене проходят всего лишь застольный период. В иных сценах несколько человек неподвижно сидят на стульях и попросту проговаривают текст. Выручает то, что сам текст все же очень смешной. И положения, в которые по ходу развития сюжета попадают герои, очень забавны. Так что малейшего движения иной раз бывает достаточно, чтобы зал взорвался смехом.
А вот работа режиссера не очень видна. Большинство мизансцен выстроено в одной плоскости - словно в театре теней. Шаг вперед или вглубь сцены мог бы сделать действие интересней, но… Артисты так и двигаются по невидимым направляющим от портала к порталу.
При этом хочу подчеркнуть, что сами актеры в этом не виноваты. В рамках поставленных задач они делают все возможное и более того. Но вот поставленных то задач как раз маловато. И неудивительно, что тот же Андрей Кузин, раз за разом забывая о своем сценическом горе, откровенными улыбками, совсем не вяжущимися с его драмой встречает текст коллег. Не удивительно, что играющая одну из жен героя, артистка Марина Семенова из гротескной комедии положений время от времени переносит свою героиню в совершенно реальную атмосферу кухонного скандала в лучших традициях бытовой драмы. Скандал, устраиваемый героиней в доме второй жены героя (артистка Виктория Дроняева), очень быстро начинает терять комедийные составляющие и наполняется реалистичными сварливыми интонациями.
А инспекторы полиции (народный артист России Александр Ульянов и артист Андрей Кошелев), похоже, из сферы внимания режиссера вообще выпали. Актерам приходится действовать, как сами знают - а знают они о своей профессии очень немало. И все же не оставляет впечатление, что успех их игры принадлежит исключительно импровизациям, а не вдумчивой режиссерской работе.
Достаточно хаотически носится по сцене гей Бобби Франклин (артист Константин Вогачев). Его герой сначала вызывает у зрителей приступы гомерического хохота. Но к концу спектакля реакция на появление Бобби на сцене все тише. Броуновское движение персонажа начинает утомлять.
А вот главный успех, на мой взгляд, достается вовсе не главному герою, а его приятелю - Стэнли Поуни (артист Константин Кузнецов). В этих условиях, он создал наиболее цельный образ, не вызывающий противоречивых ощущений. И - что удивительно - актер, постоянно тяготеющий к откровенной буффонаде, в этот раз, несмотря на легкий жанр пьесы, от буффонады как раз и отказался. Его герой от этого только выиграл.
Но надо честно сказать - при всех минусах режиссуры, постановка получилась безумно смешной. Впрочем, не надо быть пророком, чтобы предположить - все упущения гастролирующего режиссера будут в значительной мере исправляться от спектакля к спектаклю. И постановка заиграет новыми гранями, еще больше очаровывая и радуя зрителя.
ххх