Как быстро летит время. Только что режиссер Андрей Бажин был художественным руководителем сахалинского Чехов-центра и вдруг новый театральный сезон открывает премьера спектакля, поставленного режиссером… Андреем Бажиным (г. Москва). Так гласит программка спектакля. Понятно, что талантливый театральный деятель, актер и режиссер, коль скоро представилась такая возможность, постарался максимально приблизиться к столичной Мельпомене. Но отрадно то, что связей с сахалинским театром он рвать не собирается - и последняя премьера тому порукой.
НА РИНГЕ СЕВЕР И ЮГ
Режиссера по-прежнему привлекает социальная мелодрама, позволяющая анализировать оттенки человеческих отношений. Правда, в этот раз выбор режиссера остановился на пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона. А американская драматургия имеет свою специфику. В первую очередь, американская мелодрама часто являет собой набор готовых штампов и стереотипов. В стране - родоначальнице «мыльных опер» главный девиз «Время - деньги». А такой творческий метод позволяет творить быстро и создавать товар наподобие гамбургеров: съедобный и доступный и даже порой приятный на вкус.
Так и в пьесе «Сотворившая чудо», отнюдь не ставшей исключением, все сразу разложено по полочкам. Начиная с названия. Которое сразу успокаивает зрителя, говорит ему: «сильно не переживайте, конец непременно будет счастливый».
ИТАК, краткое содержание спектакля. В семье американцев-южан (южан, это принципиально) растет слепоглухонемой ребенок. Причем, дитя является кошмаром для всей семьи. Девочка капризная, непослушная, настоящая домашняя террористка. Встает альтернатива - или отправить ее в приют или нанять ребенку гувернантку. Приезжает молодая особа, кстати северянка. Это очень важно для драматурга. Сам автор, надо полагать, преисполнен симпатией к полноценным янки - северянам. И вот он как на ринге сводит пожилого умудренного жизнью отца семейства с Юга и двадцатилетнюю, получившую приютское воспитание, особу с Севера. Само собой, северянка учит южанина, как надо правильно жить. Она констатирует, что девочку просто испортили жалостью. Жалея, избаловали ребенка так, что общение с ним совершенно невозможно. Существует азбука жестов для слепоглухонемых детей, но девочку надо заставить учиться, иначе она так и не поймет - чего от нее хотят. Родителям такой подход кажется жестоким. Но воля и настойчивость приезжей побеждает. И девочка, наконец, понимает азбуку, которой обучается, и «произносит» первые слова». Счастливый финал, все купаются в слезах умиления. Такая вот простая история. Сыгранная, надо сказать, нашими артистами, я бы сказал , безукоризненно. Особых слов одобрения заслуживает, конечно, Елена Бастрыгина, трогательно и очень убедительно сыгравшая слепую девочку Элен. Роль явно удалась. Но удались и роли родителей Кэллера (заслуженный артист России Андрей Кошелев) и Кэт (артистка Мария Шарапова). Последняя, кстати, сумела выйти за пределы географических зон. Перед нами просто мать, озабоченная своими проблемами. Понимающая, что все методы кроме предложенного гувернанткой (артистка Виктория Дроняева) исчерпаны, но боящаяся того, что ей кажется излишней жестокостью. Удачны и другие роли. Весь ансамбль играет слаженно как хороший оркестр.
ИЗБЕЖАВ ЭКЛЕКТИКИ
Было время, я упрекал Андрея Бажина за эклектический подход к постановкам. В иных его спектаклях разные актеры вели свои роли в совершенно разных стилях. В последнее время, на мой взгляд, режиссер полностью избавился от этого недостатка.
Но, тем не менее, текстовый материал пьесы больше тяготеет все-таки к мыльной опере. Горе в семье и добрый ангел со стороны, которому приходится из последних сил бороться с непонимающей семьей за то, чтобы сделать ее, эту семью, счастливой. Творческий метод прост как детский конструктор. Вместо слепой девочки вставим сына-наркомана, вместо гувернантки - дочь бедных соседей, силой любви заставляющая его завязать с наркотой - получим совершенно новую пьесу. Или возьмем талантливую девочку танцовщицу, вынужденную встать на костыли, а в роли ангела - менеджера, делающего девочку великим хореографом.
Вариантов масса. С такими же счастливыми концами. Хотя штамп, заметим, один и тот же. Мастерство автора в том, что он прослаивает действо рядом других штампов, усложняя происходящее. Так, ограниченный и очень упрямый папа-южанин (несомненный стереотип, развитый еще Марком Твеном) противостоит настойчивой девушки-северянке, упрямство которой именуется - настойчивая воля к победе (не менее распространенный стереотип). Конечно, побеждает янки. Биография приехавшей с Севера гувернантки - очередной штамп. Выросшая в приюте, полуслепая сирота, она всего в жизни добивается сама, исключительно своим трудом и настойчивостью - как это и положено в доброй старой демократической Америке. А рядом наивная комическая тетушка (заслуженный работник культуры Сахалинской области Лидия Шипилова) - тоже южанка, тоже очередной штамп, несомненная цель присутствия которого - облегчить зрителям восприятие самых драматических эпизодов мелодрамы. Но нельзя отрицать - тетушка у Лидии Шипиловой получилась исключительно колоритная и обаятельная. Надо отдать должное режиссеру и актрисе - комический образ получился вполне умеренным, не оттягивающим на себя внимание зрителя от основного действа.
Удалась, на мой взгляд, и раскрутка самой конфликтной линии Север - Юг, Кошелев - Дроняева. Сюжет спектакля в основном и раскручивается, подстегиваемый именно этой эффективной пружиной. И убедительная победа северянки воспринимается как должное. Впрочем, зрителю уже было обещано, что она сотворит чудо.
А вот роль старшего сына Джеймса (артист Павел Соколов) вызывает двойственное ощущение. С одной стороны - это, несомненно, чистый шарж. Недалекий деревенский паренек с интеллектом близким к нулю и нахальством, близким к бесконечности - популярный символ Юга…в северных американских изданиях, конечно. Но в финале спектакля Джеймс превращается вдруг в этакого пламенного борца за справедливость с хорошо поставленной риторикой. И, толкая свою речь с балкона, совершенно перестает быть похожим на сельского паренька. Возможно, у автора это тоже символ - зарождающийся лидер профсоюзного движения для следующей пьесы. Но в сахалинском спектакле такая неожиданная метаморфоза вряд ли оправдана и режиссер, вполне мог ее избежать, построив по другому финальные мизансцены. Впрочем, это, пожалуй, единственный упрек к режиссуре. В основном, в границах взятой пьесы режиссер и артисты сделали все, что могли.
А смогли они все-таки много.
ххх