Квартирный вопрос, вопреки утверждениям героя бессмертного романа Михаила Булгакова, испортил не только москвичей. Жителей Парижа тоже коснулось зловещее влияние коммунального проживания. Впрочем - ведь и само слово «коммуна» родилось некогда во Франции.
Новый спектакль сахалинского областного театра по пьесе французского драматурга Альфреда Жери «Шестой этаж» - именно об этом.
Квартиры на верхнем шестом этаже в доме без лифта - символ столичной неблагоустроенности и аналог московских коммуналок. Сходство - вплоть до пестрого контингента проживающих там.
У Жери в равных бытовых условиях живут и богемный художник и преуспевающий счетовод, подрабатывающий в свободное время сочинением детективных романов и простой работяга с фабрики. Незатейлив сюжет. Соблазненная новым жильцом девушка-хромоножка, дочь писателя-счетовода, робкий рабочий, издавна любивший ее и преложивший покрыть грех браком. И любопытные соседи, вечно интригующие друг с другом, но и дружные по-коммунальному, все как один морально поддержавшие несчастную простушку-травести. Собственно, незатейливая драматургия оставляет богатое поле деятельности для режиссера-постановщика, которому и предстоит вложить в спектакль все недовложенное автором пьесы.
Впрочем, сначала о художественном оформлении спектакля. Художник Виктория Просвирнина, приглашенная из Москвы, создала совершенно удивительный мир «шестого этажа» исключительно с помощью ткани и техники «сухая кисть». Это не первая работа московской художницы на нашей сцене. Оформляла она и поставленную Андреем Бажиным - тогда приглашенным режиссером - «Женитьбу» по пьесе Николая Гоголя. А сегодня художественный руководитель Чехов центра Андрей Бажин вновь сотрудничает с Викторией Просвириной и очень успешно. Отсутствие громоздких декораций позволило ему предельно динамично развивать спектакль и в то же время оформление сцены создало какую-то особую романтизированную, поэтическую атмосферу, помогло придать маленьким трагедиям маленьких людей вселенский масштаб.
О чем получился спектакль? Наверно, о том, что мир коммуналок, который обычно, считается иллюстрирующим всю пошлую мелочность обывательской жизни, все же заслуживает иного внимания. И коллизии коммунальной жизни иногда могут стать не менее значимы, чем в иных, более высоких сферах. И человек способен победить не только фашизм или проблему СПИДа, но - что куда боле сложно - хроническое безденежье, неуверенность в завтрашнем дне, тоску заедающего быта. И не столь важной оказалась главная сюжетная коллизия случайной залетной беременности главной героини (артистка Елена Ловягова), позволившей скромному пролетарию (Антон Ещиганов) реализовать свою благородную любовь к дочери представителя куда более высокого класса чиновников. Главным вдруг случилось то, что и необласканные жизнью жильцы шестого этажа и суровая домовладелица г-жа Марэ (народная артистка России Клара Кисенкова) дружно сплотились, чтобы помочь бедной девушке и оградить от неприятных эмоций ее отца, всеми - как оказалось - уважаемого человека (артист Андрей Кошелев). И мир шестого этажа, изначально мелкий мусорный склочный и сварливый, вдруг поворачивается к зрителям совсем другой стороной. Оказывается и здесь вовсе не дно наизнанку. И здесь есть место доля достоинства, чести, верности, дружбы и любви.
Смутили меня, правда, некоторые отдельные моменты. Не всегда я понимал режиссера во время спектакля. Так, непонятным для меня осталось решение образа Берты (артистка Екатерина Гвоздева). Разумеется, вся постановка решена в духе фарса. Но если остальные герои - все-таки живые люди, то Берта, создана как кукла - с демонстративно негнущимися руками и ногами, «деревянным» поклоном марионетки, она очень трудно вписывается в коллектив шестого этажа.
Очень интересна интермедийная задумка - три персонажа-клоуна совершают незамысловатые перестановки, исполняя при этом небольшие интермедии между картинами. Но вот подбор персонажей интермедий вновь остался непонятен. Пьеро (артист Константин Кузнецов), Коломбина (артистка Ксения Кочуева) и, почему-то, рыжий коверный клоун (артист Василий Бабаев). Впрочем, «рыжий» в боксерских перчатках , ближе к финалу обыгрывается как персонаж, очередной любовник девицы вольного поведения Люси (артистка Виктория Дроняева). И - соглашусь, трудно было бы именно этот персонаж представить в костюме арлекина. Но вот противопоставить «рыжему» классического «белого» коверного было бы, наверно, можно. Выдержав, соответственно, в едином стиле и «прикид» клоунессы.
Впрочем, рад, что закончить мой могу традиционно. Мелкие шероховатости ничуть не испортили общее впечатление от постановки, которую, несомненно, можно отнести к удачам нашей сцены. И хотя журналисту иной раз мечтается о каком-нибудь оригинальном завершении материала, но когда речь идет о сахалинском областном театре ситуации меня более чем устраивает традиционная концовка. Думаю, что зрителей - тоже.
ххх